Зомби
Как правило, под зомби понимается, либо оживлённый фантастическим образом труп, либо живой человек, полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. В переносном смысле слово может означать человека, находящегося под сильным влиянием чего-то, как правило, каких-либо увлечений. Концепция зомби восходит к западноафриканским религиозным культам вуду, культивирующим представления о могущественных колдунах, способных воскрешать умерших людей и обращать их в рабство. Современный архетип зомби — неразумного, но целеустремлённого воскресшего мертвеца-людоеда, действующего, как правило, большими группами — в массовой культуре был во многом определён фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». Происхождение понятия «зомби» остаётся до конца неясным. Попало оно на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVIII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия). До сих пор не могут дать точного происхождение слова. По одной версии — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизменённое западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного чёрного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.Термин «Зомби» прочно связан с вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна (Гаити, Ямайка, Тринидад, Куба). Корни Вуду уходят в Западную Африку (Бенин), откуда привозились на Гаити рабы.
Первое упоминание о зомби относится к 1929 году. Именно тогда известный репортёр «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря её доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырёх частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.
В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами.
По современным представлениям, зомби не похож на нормального человека. Его порванная, вымазанная в крови и грязи одежда, обнажённые изуродованные части тела сразу внушают страх окружающим и дают понять кто он есть такой на самом деле. Питаются исключительно плотью (необязательно свежей, желательно человеческой), разрывая ее зубами и руками, причем каждый, укушенный зомби, умирает и снова восстает, став еще одним зомби. При этом они обладают исключительной силой и столь же исключительной медлительностью, заторможенностью всех реакций и тупостью. Как правило, зомби, будучи уже мертвыми, легко переносят самые тяжелые раны, им даже «антивампирский» удар в сердце нипочем. Убить зомби можно значительным повреждения мозга (например точным попаданием в голову из любого огнестрельного оружия)или полным отделением его головы от тела.
В настоящее время слово «зомби» нередко употребляются и в значении человека, который под внешним воздействием теряет способность самостоятельно мыслить и действовать («социальные зомби»). Все чаще говорят о зомбировании с использованием современных методов: социального программирования, рекламы, формирования общественного мнения, различных психотехник (например, нейролингвистическое программирование, гипноза).